Лесные участки у реки на Симферопольском шоссе
Работаем с 08:00 до 21:00
Обратная связь
Работаем с 08:00 до 21:00
Обратный звонок

Оставьте свои контактные данные и мы перезвоним вам в течении 10 минут

{{inputs_header = fc['form' + "header" + 'inputs'];''}} {{form_header = fc['form' + "header"];''}}
OK
Спасибо, ваша заявка принята
ИСТОРИЯ УСАДЬБЫ

История усадьбы дворянского рода Нащёкиных.

Усадьба Рай-Семеновское расположена в живописном месте на высоком холме над излучиной реки Нары, окаймляющей пойменный луг.

Главный дом размещен на самом краю холма, склон которого ранее использовался для создания большого английского парка, двумя террасами спускающегося к реке Наре. К нему примыкал зверинец, где водились дикие козы.

С противоположной стороны дома был разбит регулярный парк. От главного дома уходила в поле центральная липовая аллея, ведущая к двум прудам.

Перед домом был образован двор, ограниченный с боков службами.

Главный дом усадьбы, является важной частью общей планировки усадебного комплекса. Декор здания очень скромен. По описанию современников: «Архитектура барского дома была подражанием одной из итальянских вилл».

Главный дом представлял собой прямоугольное трехэтажное здание с плоскими перекрытиями над всеми этажами. Прямоугольные проемы окон обрамлены простыми, но изящными наличниками. Впоследствии были пристроены к главному дому огромные залы для балов и спектаклей. Вокруг дома – колоннада.

Средняя комната бельэтажа с четырьмя колоннами и двумя балконами. В этом месте сходились анфилады комнат. Гостиная, кабинет, спальни. На верхнем этаже – бильярдная, библиотека.

Рай-Семеновское – родовое имение старинного русского дворянского рода Нащокиных. Начало его восходит к 14 веку.

Наиболее известные представители этого рода:

  1. Григорий Афанасьевич – дипломат времен Ивана Грозного, ездивший с посольскими поручениями в Польшу и Турцию.
  2. Его брат – Петр Афанасьевич. Служил воеводой в Ливанском походе, позже участвовавший в строительстве города Архангельска в 1583г.
  3. Григорий Борисович Нащокин – думный дворянин. Один из деятелей русской дипломатической и военной службы при царе Михаиле, а затем при царе Алексее Михайловиче.
  4. Василий Александрович – наиболее известный представитель рода Нащокиных (1707г.-1761г.). автор «Записок», в которых вместе с семейной хроникой рассказывает о современных ему событиях времен царствования Анны Иоановны и Елизаветы Петровны и сообщает любопытные биографические подробности об исторических деятелях того времени.
  5. Павел Воинович (1801г.-1854г.) – один из ближайших друзей А.С.Пушкина.
  6. Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (1607г.-1680г.) – представитель одной из ветвей рода Нащокиных, угасшей в 18 в. Родом из Пскова, из бедной дворянской семьи. Крупнейший русский дипломат времен Алексея Михайловича. В течении нескольких лет стоял во главе посольского приказа. В 1667г. по окончании войны с Польшей заключил Андрусовское перемирие, по которому России была возвращена левобережная Украина с Киевом и Смоленском. Стремился проводить преобразования, направленные на поддержку купечества, способствовал развитию торговли, ограничению власти бояр. При нем были налажены связи со странами Средней Азии, Китаем, Индией. Принял непосредственное участие в создании первой в России флотилии в с.Дединово на Оке. После конфликта с царем принял отставку и в 1672г. постригся в монахи под именем инока Антония.

В 18-19 веках одним из обитателей Рай-Семеновского был отставной гофмаршал времен Павла – Александр Петрович Нащокин. Это был крупный крепостник своего времени. Жена Александра Петровича была одной из первых петербургских красавиц, необыкновенно любезная и умная. Она умерла в начале царствования Александра 1. Овдовев, Александр Петрович переселился в свое Подмосковное имение Семеновское и начал его строить и украшать. Отец Александра Петровича – престарелый уже, доживал век у сына, полновластного хозяина поместья. Умер он в чине статского советника.

Помимо Семеновского (Рай-Семеновское) ему принадлежали близлежащие деревни: Станково, Ивантиново, Воронино, Федино, Московка. Кроме того он имел деревни в других губерниях, а всего ему принадлежало около 6 000 крепостных душ.

Александр Петрович отличался очень хорошим вкусом. Был тщеславным, любил эффект и жил напоказ. Чего только у него не было! Хороший оркестр из крепостных с капельмейстером из немцев, понимавшим музыку, и домашняя капелла с хорошими певчими, и целая группа своих же актеров с двумя очень красивыми и талантливыми актрисами и примадоннами.

Вначале Александр Петрович имел много денег, которые все и ушли на постройку дома-дворца, устройство садов, театра, на постоянные балы и пиршества. Все постройки им возведенные были очень изящны. Большой интерес, как архитектурный памятник, представляет церковь. Она была построена раньше, чем усадебный дом, еще отцом Александра Петровича – Петром Федоровичем Нащокиным. Этот храм вошел в историю русской архитектуры, как работа Матвея Федоровича Казакова.

Казаков Матвей Федорович (1738-1812).

Казаков родился в Москве, где его отец служил копиистом, а по-современному — писарем Адмиралтейской конторы. Это обстоятельство сыграло свою роль и в судьбе Матвея, поскольку государственные служащие освобождались от крепостной зависимости.

В истории архитектуры осталось очень мало сведений о том, где будущий зодчий прошел начальное обучение. Известно только, что Матвей рос смышленым мальчиком и с малых лет отличался верным глазом и хорошим почерком. Когда ему исполнилось двенадцать лет, неожиданно умер его отец, и мать устроила сына учеником в архитектурную школу, которую открыл в Москве зодчий Д.Ухтомский. Там М.Казаков вскоре стал одним из лучших учеников, и Ухтомский назначил его своим помощником.

Вместе со своими товарищами Казаков совмещал теоретические занятия с практической работой. Все это помогало развитию не только архитектурного вкуса, но и строительных навыков. Под руководством Ухтомского Казаков также много занимался и рисованием. Эти навыки впоследствии проявились в замечательных рисунках Казакова, на которых он запечатлевал каждое из построенных им зданий.

Его первой самостоятельной работой стало восстановление сгоревшей в мае 1763 года Твери. Впервые в русской градостроительной практике он создал центр города в виде восьмиугольной площади. В Твери Казаков прожил четыре года, и его деятельность была признана настолько удачной, что по возвращении в Москву он был назначен в экспедицию Кремлевского строения и стал ближайшим помощником известного архитектора В. Баженова.

Вместе с Казаковым Баженов разработал проект реконструкции Большого Кремлевского дворца. Однако этому замыслу не суждено было осуществиться, так как вскоре утвердили Генеральный план строительства Москвы, и Казакову пришлось заняться проектированием здания Сената. Оно было построено в полном соответствии с проектом и стало украшением Кремля. Сегодня в нем находится администрация президента Российской Федерации.

После Кремля Казакову поручили перестройку Московского университета. Зодчий создал ансамбль из нескольких зданий, который определил архитектуру целого района. Впоследствии в разработанной Казаковым стилистике было построено здание Манежа.

Излюбленной формой для Казакова был небольшой круглый зал — ротонда. Ротонда видна в каждой его постройке. Поэтому и храмы Казакова отличались от традиционных. Они имели просторное внутреннее помещение, над которым располагалась колокольня. Поэтому в силуэте доминировала вертикальная ось, из-за чего здание как бы устремлялось вверх.

Простота внешних форм у Казакова всегда компенсируется изысканностью внутренней отделки. Архитектор подробно разрабатывал детали декора каждой своей постройки, и даже мебель нередко изготовлялась по его чертежам.

Одновременно со строительством университетских зданий Казаков разработал проект здания для Дворянского собрания, ныне Дом Союзов, где проводятся торжественные заседания и концерты. В свое время он будет описан Пушкиным в сцене бала Татьяны.

Последней крупной постройкой Казакова, возведенной в Москве, стала Голицынская больница (ныне это Первая городская клиническая больница). Деньги и земельный участок для ее постройки были пожертвованы городу князем Д.М.Голицыным. Строительство больницы было завершено в 1801 году. Кроме проектирования комплекса зданий, Казаков занимался устройством обширного парка, который протянулся до самого берега Москвы-реки. В наружной и внутренней отделке больничных зданий зодчий применил свой излюбленный стиль — русский классицизм. И теперь больница сразу же привлекает внимание каждого, кто проезжает по Ленинскому проспекту.

Кроме постройки официальных зданий, основным направлением творчества Казакова становится возведение небольших усадебных дворцов. Видимо, причиной подобного поворота в его творчестве явился восторженный отзыв Екатерины II о построенном им Петровском путевом дворце. Ознакомившись с постройкой, императрица назвала Казакова лучшим архитектором России. И ее приближенные стали наперебой заказывать ему различные постройки.

Кроме собственно творческой работы, Казаков впервые в истории русского зодчества занялся сохранением современного ему облика столицы. Вместе со своими учениками он в течение многих лет работал над грандиозным по тем временам предприятием — составлением «Генерального атласа Москвы», для которого создал своего рода живописный портрет Москвы. На рисунках и чертежах он запечатлел не только план, но и фасад каждого дома. В настоящее время эти альбомы Казакова являются бесценным источником для реставраторов.

Значение работы Матвея Казакова было понято сразу же после 1812 года, когда началось восстановление Москвы после пожара. Но сам зодчий уже этого не увидел. Незадолго до того, как русские войска оставили Москву, он вместе с семьей перебрался в Рязань, где и умер от болезни сердца, не выдержав потрясения от известия о пожаре Москвы и гибели многих его построек.

Церковь Спаса Нерукотворного в Рай-Семеновском одна из самых изящных на Руси. Расположена она на высоком берегу Нары.

М.А.Ильин в своей книге «Подмосковье», так пишет о церкви Спаса нерукотворного: «…Уже за полтора-два километра до нее залюбуешься окружающей местностью. Река Нара образует здесь широкую дугу, окаймляющую большой пойменный луг, переходящий в отлогий, но высокий холм, на вершине которого стоит церковь, окруженная в свое время, словно кремль, причудливой оградой с каменными стенами и башнями.»

«Совершен сей храм, колокольня и ограда,» - гласит надпись, вырезанная на двух плитах белого камня, вделанная в стену при входе в нижнюю церковь,-«в 1783 году ноября 13 дня иждивением и присмотром сего села помещиком П.Ф.Нащокиным по рисунку архитектора Матвея Федоровича Казакова».

Храм начали возводить в 1765г., был возведен первый этаж с теплым приделом в честь святителя Димитрия Ростовского. Но в основном строительство велось в 1774-1783гг. По проекту М.Ф.Казакова были сооружены верхний храм, колокольня и церковная ограда с зубцами в виде крепостной стены.

Церковь Спаса Нерукотворного – уникальный памятник эпохи раннего классицизма. Ее наружная архитектура в итальянском стиле с легким куполом и высокой красивой колокольней, которая красит все здание. Церковь, кроме того, отличается безупречной изящностью внутри. Нижняя церковь служила семейным склепом, в ней перед памятником родителям Нащокина стояли иконы их святых.

Верхняя церковь высокая, светлая, легкий купол которой поддерживался красивыми колоннами Коринфского ордена из местного мрамора, особенно поражала изящностью иконостаса (ныне не существует). Он был весь из чистейшего белого мрамора, добываемого в Карраре, и был привезен из Италии. Иконостас невысок, так что за ним видна колоннада из искусственного мрамора, поддерживающая сень над престолом в алтаре. Нерукотворный образ Спасителя горел золотым окладом и не мешал гармонии стиля и итальянской весьма хорошей живописи остальных образов. Местных образов было не много. Образ Божией матери – копия известного в то время художника, исполненная в Риме с одной из Мадонн Рафаэля. Над царскими дверями было сияние из желтого, необыкновенно чистого и толстого хрусталя. Хозяин уверял иных легковерных своих гостей , что сияние это было из янтаря. В одном из больших окон устроена было дверь на небольшой балкончик, с которого вид на небольшое село, на реку Нару и за ней на столетний бор были превосходны.

Церковь в плане представляет четырехугольник с двумя портиками из 6 колонн с северной и южной стороны, стоящих на рустованном нижнем этаже; выше возведена трибуна, украшенная колоннами и пилястрами со скромными украшениями у окон в виде гирлянд. На трибуне покоится прекрасных форм купол.

Небольшим переходом верхняя церковь соединяется с колокольней.

Колокольня имеет в основании высокий четырехугольник; над ним этаж цилиндрической формы, где помещен звон; выше некогда были часы; еще выше идут крест на крест два параллелепипеда; над ними сложное построение из чередующихся граненых и круглых форм, завершающееся довольно массивным шпилем в виде усеченной пирамиды или обелиска.

Внутренность верхней церкви просторна и светла; дух гармонической ясности и благородной простоты царит здесь.

Во внутренности храма – ни дерева, ни позолоты, а только мрамор, металл и превосходная живопись Дроздова. Колонны и пилястры из настоящего серого с красными пятнами и желтого мрамора. Его добывали на берегу Нары.

Современник писал: «Нигде в Европе, даже в самой Италии, нет частного человека, который имел бы у себя такую церковь».

Усадьба-курорт.

В исторических исследованиях можно встретить упоминания об источниках, находящихся близ с. Райсеменовское. Еще Ф.Ф.Рейс – профессор химии Московского университета в 1811г. писал об этих минеральных источниках и их химическом анализе: Всего в районе Рай-Семеновского было 4 источника. 2 из них носили название Спасских. Их воды характеризуются Рейсом, как железистые целительные воды, затем Воронинский источник, близкий к Спасским по составу, но более слабый и, наконец, Языковский источник.

В начале октября 2003г. была взята проба воды одного из родников с.Райсеменовское. За 1 минуту из родника вытекает 6 литров воды. Запах воды отсутствует, вкус и привкус так же отсутствует. Вода прозрачна, цвета не имеет, из металлов обнаружен лишь свинец, но в 10 раз меньше допустимого. Железо в воде не найдено, но содержится фтор ниже нормы. В результате исследования было установлено, что вода в Спасском роднике пригодна для питья, но о целебных ее свойствах должны судить более компетентные лица.

НАИМЕНОВАНИЕ

ОПЫТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

Запах в баллах при 20 С

0

2

Запах в баллах при 60 С

0

2

Привкус в баллах при 20 С

0

2

Активная реакция рН

6,5

6,5-8

Содержание взвешенных частиц мг/л

160

не более 1г/л

Окисляемость мг/л

2

15

Аммиак и ионы аммония мг/л

0,005

2,6

Нитраты мг/л

14,4

45

Нитриты мг/л

не обнаружены

3,3

Жесткость общая мг/л

5,1

до 7

Хлориды мг/л

21,3

350

Сульфаты мг/л

40,0

500

Свинец мг/л

0,0028

0,03

Фтор мг/л

0,34

0,5-1,5


На этих источниках и был открыт курорт А.П.Нащокиным. О времени начала минеральных вод в брошюре П.Звалинского сообщается, что А.П.Нащокин нашел источник после смерти отца в 1807г. , но, по видимому, это не совсем точно. Рейс пишет, что на целебные свойства источников, по крайней мере - Языковского, обратил внимание еще Петр Федорович Нащокин, отец Александра Петровича, который огородил источник деревянным срубом, покрыл его крышей и построил подле него домик для приготовления бань. И еще: в издании «В дороге», автор - С.Д.Шереметев, побывавший в усадьбе уже в конце 19 века, сообщает, что в доме висел на стене в раме рескрипт Александра 1 1803г., данный Нащокину о разработке имеющихся в имении минеральных источников.

Из старинной брошюры 1817г.: «Уже самый въезд в Рай-Семеновское был отмечен особо: на дороге (очевидно на Серпуховском шоссе) был каменный столб или пирамида с надписью на пьедестале: «Поворот в Рай-Семеновское к водам Спасителя». Через каждую версту были поставлены такие столбы до самого села.

Самый курорт был расположен несколько в стороне от помещичьей усадьбы. На месте вод были беседки, а среди долины круглый храм с 12 колоннами и куполом над источником. Было и здание ванн. Открытый храм на колоннах был и над Языковским минеральным ключом. Для приезжих больных было построено 27 специально оборудованных крестьянских домов, 10 больших домов (от 10 до 11 комнат), гостиница (16 номеров) под названием: «Restauration aux armes de seigneur». Улиц в курортном поселке было 3: Московская, Серпуховская и Садовая; последняя вела к регулярному саду, простиравшемуся на 1 версту.

При закате солнца выстрел из пушки дает сигнал расставленным в разных местах музыкантам: вдруг начинается и часу до 11-го продолжается роговая и духовая музыка для увеселения больных. Был устроен клуб, театр, в котором давались разнообразные представления. Театр находился в английском саду перед домом владельца имения и состоял из саженых лип, так искусно соединенных, что зрителю кажется быть в каменном строении.»

Историческая справка.

Курорт состоял из двух минеральных источников с водолечебницами и комплекса гостевых построек (27 крестьянских изб с сараями, конюшнями и людскими, отдающимися в наймы по 50 рублей в месяц, 10 больших домов по 10-11 комнат стоимостью по 300, 250 и 200 рублей в месяц или 150 рублей за половину дома, гостиница на 16 номеров, стоимостью 1 рубль в сутки или 25 рублей в месяц). Для обеспечения приезжающих на воды был выстроен на центральной площади села гостиный двор на 14 лавок, для приезжающих купцов (1 августа в селе проходила ярмарка) трактир «Герб помещика». Для развлечения приезжих предлагались прогулки по английскому парку, рыбная ловля в специальных прудах, пикники, роговая музыка, хор, театральные представления, катание на лошадях, балы и приемы у хозяина курорта в усадебном доме. На курорте постоянно находились врач (нанятый на службу) и аптекарь. Посетители курорта регистрировались в специальном журнале, который ежегодно представлялся в Москву военному генерал-губернатору.

Источник Спасителя находился рядом с д. Ивантиново в долине . давал в 1 час 960 литров воды. Вода использовалась для лечения ревматизма, желудочных заболеваний, головных болей, бессонницы.

Над источником был сооружен комплекс построек, состоящий из круглого закрытого павильона-ротонды с 12 колоннами и куполом над колодцем. Колодец над источником был диаметром около 2,5 метров, выложен камнем. Уровень воды в колодце поддерживался на высоте около 70 см.

В павильоне пили воду из специальных кружек, которые хранились тут же в специальном шкафу.

Из колодца по специальному водостоку вода подавалась по трубам в помещение водолечебницы (ванны), находящегося ниже источника на расстоянии около 7 метров. Помещение ванн было разделено на женское и мужское отделения с отдельными номерами из двух комнат (ванны и комнаты для отдыха и переодевания).

Обслуживал водолечебницу специальный штат прислуги из 6 человек (подавальщик воды из колодца, смотритель ванн, кастелян и 4 его помощницы).

К источнику отдыхающие доставлялись на специальных повозках дважды в день – в 6 часов утра и в 6 часов вечера. По окончании процедур каждого лечащегося индивидуально доставляли назад в село.

Источник Языковский находился недалеко от с. Рай-Семеновское в Языковской роще. Над источником был сооружен открытый круглый павильон-ротонда с ванными. Вода использовалась так же как у источника Спасителя.


В Отечественную войну 1812 года в ополчение из села Рай-Семеновское было направлено 33 человека. Многие из них за отвагу и героизм были награждены.

Крестьяне возили в ставку Кутузова, у села Тарутино, провиант и снаряжение. В Рай-Семеновском формировались регулярные части и партизанские отряды. Недалеко от села на Серпуховском тракте действовал партизанский отряд под командованием зятя М.И.Кутузова, полковника Кудашева Н.Д. Отряд его бывал у гостеприимного владельца Рай-Семеновского. В самом селе был размещен госпиталь. Раненые солдаты и офицеры Кутузовской армии размещались во флигелях курорта.

По мнению Д.Н.Свербеева, эти воды, хотя и вошли в моду, но их изобретателю и хозяину принесли мало пользы. Они скорее довершили его разорение: ожидаемой им широкой известности они не получили, а постройки всякого рода стали дорого. Вместо больных приезжали к Нащокину гости-нахлебники. Все это повело к упадку, а затем и закрытию вод, последовавшему, по словам Свербеева, в 1820 году.


Последние из рода Нащекиных.

Трое сыновей А.П.Нащокина не сделали его счастливым. Старший сын, красивый и храбрый лейб-гусарский полковник, рано умер; второй – штатский, от него отшатнулся; третий был выгнан из гвардии, и только ходатайством императрицы Марии Федоровны ему возвращено право служить, и то на Кавказе, армейским корнетом при императоре Николае 1. Прослужил, или точнее прогулял на Кавказе недолго. Женился на Еропкиной, очень доброй женщине и поселился в своем Раю. Здесь предался псовой охоте; с нею и с роговой музыкой разъезжал он по уезду проводя время в праздности и разгуле. В начале 50-х годов П.А.Нащокин раздробил себе ногу ниже колена, при падении в подвал, и пришлось прибегнуть к ампутации. Она была сделана без хлороформа. Однако же деревяшка не мешала впоследствии скакать барину верхом, как ни в чем не бывало.

П.А.Нащокин был парализован, сошел с ума и умер 6 декабря 1864 года.

После его смерти имение перешло в руки его дочери Елизаветы. Она была замужем за драматургом Тарновским К.А., прогрессивным человеком своего времени.

Тарновские были владельцами имения с 1864г. до 1891г. за эти 27 лет были уничтожены все курортные постройки, 10 больших двухэтажных домов и 27 малых двухквартирных домов. Уничтожен был театр, зверинец и псарни, переделан был дворец: был уничтожен бельведер и боковые постройки. Имение Рай покупал князь Голицин, но когда он увидел, что от Нащокинского дома-усадьбы осталось, то от покупки отказался.

Сын Тарновских – Анатолий Константинович – был картежник и пьяница. По векселям брал деньги у фабриканта Хутарева. И когда Д.Хутарев предъявил векселя к взысканию, Тарновские не смогли уплатить долг. Они были вынуждены уступить свое родовое имение Хутареву за долги.

При Елизавете Тарновской крестьяне имели некоторые льготы: прогоны для скота, выпасы, была организована в одном из пустующих помещений школа. При Хутареве все эти льготы были отменены. Школу выдворили, и пришлось ей до революции 1817г. ютиться в крестьянской избе.

Литературные легенды.

В верхних этажах дома Нащокиных находилось много семейных портретов. В том числе боярина Ордын-Нащокина. Имелся интересный вид старой Москвы. Там же можно было увидеть портрет актрисы Асенковой, поклонником которой был Павел Воинович Нащокин (двоюродный брат владельца Рай-Семеновского – Петра Александровича Нащокина).

Павел Воинович был другом А.С.Пушкина и слыл превосходным рассказчиком. Некоторые из его повествований легли в основу произведений Александра Сергеевича. Например, влюбившись в актрису Асенкову, которая не отвечала ему взаимностью, он подкупил ее дворецкого и, переодевшись в женское платье, нанялся к ней в горничные. Из этого эпизода Пушкин написал «Домик в Коломне». Рассказ П.В.Нащокина о белорусском помещике Островском был использован Пушкиным для «Дубровского».

Петр Александрович Нащокин являлся большим поклонником творчества Пушкина и в память о его героях назвал две небольшие рощи за парком в своей усадьбе Марьина роща и Дубровская роща.

Петр Александрович с молодых лет был дружен с Григорием Римским-Корсаковым. Мать григория имела в Москве свой дом. В ее доме бывали А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов. здесь Петр Нащокин сдружился с А.С.Грибоедовым. По пути из Москвы в Тулу, к своему другу Бегичеву, Грибоедов останавливался у Нащокина в Рай-Семеновском.

В кабинете П.А.Нащокина на письменном столе в футляре с надписью «Горе от ума» хранился кинжал, которым была нанесена смертельная рана А.С.Грибоедову.

Есть сведения, что драматург К.А.Тарновский был знаком с А.Н.Плещеевым, и что последний вместе с ним бывал в Рай-Семеновском.

После Октябрьской революции 1917г.

В марте 1918 года по декрету Советской власти земля была национализирована. В Райсеменовском землю поделили между жителями села по едокам.

  • В 1924 году в селе было 40 крестьянских дворов, в них проживало 254 человека, земли было 115 десятин, 37 лошадей и 40 коров. Многие жители села работали на бывшей фабрике Хутарева.
  • С 1929 года в храме Спаса Нерукотворного прекратились богослужения. Были сняты колокола со звонницы, арестовали и сослали батюшку за антисоветскую пропаганду. С этого началось безжалостное разграбление храма. В годы Великой Отечественной войны в церкви жили эвакуированные из Тульской области. С 1938г. по 1942г. с восточной стороны, в нижней церкви находился магазин. В верхней церкви находился склад зерна и сельско-хозяйственных орудий. Когда все переселенцы из церкви выбыли – там открыли клуб.
  • С 1995 года церковь передана православной общине верующих. Возобновились богослужения.
  • С 1930 года в барском доме открылся детский дом, который просуществовал до 1965 года. Во время Великой Отечественной войны детский дом был эвакуирован.
  • С 1965 года в доме Нащокина находился Областной детский ревматологический санаторий. Затем там располагалась Администрация Райсеменовского сельского округа.

Первым председателем с/совета был И.С.Столяров.

  • В 1928 году в Райсеменовском была организована коммуна из пяти хозяйств. В 30-е годы на базе коммуны был организован колхоз «Имени Молотова». Позже, после 1958г., образовался колхоз «40 лет Октября».
  • В 1963 году в Райсеменовском открылось отделение совхоза «Чепелевский». В 1969 годуобразовался совхоз «Занарский». В 1992 году он был реорганизован в АО «Занарское». В настоящее время эта организация не функционирует.
  • В 1941 году мужчины, способные носить оружие ушли на войну. Многие семьи не дождались с фронта своих сыновей, мужей, братьев и отцов. На центральной площади д. Райсеменовское им поставлен памятник. На двух плитах выбиты 200 фамилий односельчан, не вернувшихся с поля боя в годы Великой Отечественной войны. Вечная им слава!

Прошли годы, бесследно исчез усадебный курорт, до неузнаваемости изменились дом, парк, исчезли беседки, липовая аллея – но осталось в Райсеменовском – очарование природы: красота местоположения на высоком берегу Нары с чудесными далекими видами и очарование искусства – стройные архитектурные массы ранней казаковской церкви.

И по-прежнему бьет из-под земли святой источник «Воды Спасителя».

Оно всегда живет со мною,

Куда бы не уехал я –

Мое село, село родное,

Мои любимые края.

Каждый человек любит свой родной край. Эта любовь и знание истории своей малой Родины – основа для осуществления роста духовной культуры общества.

Ведь история – свидетель прошлого, сет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.

Усадьба Нащёкиных 1900 год.
Участки у реки в Подмосковье встречаются нечасто. Еще меньше предложений участки у реки с протяженностью береговой линии вдоль поселка - 2 км. И поистине уникальным предложением можно считать наши участки у реки в поселке «Рай-Семеновское» в окружении леса, с прекрасным видом на колокольню Иоанна Предтечи (Крестителя), которая является высочайшей колокольней в Московской области (81 м).Участки у реки в поселке Рай-Семеновское расположены в бывшем имении дворянского рода Нащокиных, владевших имением более 300 лет. Известно оно еще и тем, что в 1803 году особым рескриптом (указом) Российского императора Александра I здесь был открыт первый в России частный бальнеологический курорт на геотермальных целебных водах. Многие из тех, кто посещал этот курорт называли его русским Баден-Баденом, по праву сравнивая его целебные свойства с известным европейским курортом. Участки у реки имеют ровный рельеф, все снабжены подземной ливневой канализацией, подведенным электричеством 15 кВт по прямому договору с МОЭСК, асфальтированными подъездными дорогами, периметральным ограждением и имеют источники артезианской целебной воды, которой 200 лет назад так славился этот курорт.
Купив участки у реки в этом историческом, экологически чистом месте, Вы становитесь владельцем собственного личного курортного места на чистейшей артезианской и геотермальной воде.
 Участки у реки в поселке Рай-Семеновское дают собственникам все возможности насладиться прекрасным видом и обустроить свое личное пространство на манер курорта с использование целебных источников.
 Наши участки у реки являются по праву уникальными и единственными в ближайшем Подмосковье. Действующая цена за участки у реки в нашем поселке явно занижена и не отражает реальную их стоимость, она бесценна!!!
 С теплотой и заботой о Вас,
Жители коттеджного поселка «Рай-Семеновское»